__________________________________________________
Техническая характеристика вездехода "Тайга"
Общие данные:
снаряженная масса – 1200 кг;
грузоподъемность – 500 кг;
среднее удельное давление на грунт – 0,2 кгс/см2;
максимальная скорость – 40 км/ч; емкость топливного бака – 70 л; запас хода по дороге – 280 км.
Размеры, мм:
длина – 4100;
ширина – 2250;
дорожный просвет – 330 мм.
Двигатель:
четырехтактный, двухцилиндровый, с оппозитным расположением цилиндров;с жидкостным охлаждением; рабочий объем – 649 смз;
максимальная мощность – 32 л.с.
__________________________________________________
ТАЙГА: ИРБИТСКИЙ СПАРТАНЕЦ ПЛЫВЕТ В РЫНОК
Премьер Черномырдин, увидев этот вездеход на выставке в Москве, заказал себе такой же.
В начале 1941 года за границей была закуплена партия мотоциклов БМВ, чтобы начать их производство для Красной Армии. Вскоре грянула война, и местом для выпуска трехколесных машин определили провинциальный городок Ирбит на Урале. С тех пор много воды утекло, а в Ирбите и по сей день с небольшими изменениями делают те самые БМВ под именем "Урал".
В недалеком еще прошлом заиметь мотоцикл "Урал" для многих было пределом мечтаний. Мощный, надежный, неприхотливый – то, что нужно для села, для глубинки. Однако времена меняются. Тотальный дефицит автомобилей исчез как дурной сон, и... спрос на "уралы" покатился круто вниз. Как и многие другие, ирбитское предприятие оказалось не готовым к рынку со своим единственным видом продукции. Завод умирал тихо и незаметно. Этому помешал новый директор, Александр Иванов. Коммерсант по призванию, он, как принято теперь говорить, "окунулся в пучину рынка" и, кажется, нашел выход из тяжелейшего положения.
Еще раньше в недрах завода энтузиасты собрали вездеход. Увидев самоделку, Иванов ухватился за нее обеими руками. В дело включились заводское КБ, опытное производство, испытатели. Так родился серийный вездеход "Тайга".
ЧЕМ СОБЛАЗНИЛСЯ ПРЕМЬЕР
Конструкция "Тайги" проста: мощная стальная рама, примитивный кузов, шесть колес низкого давления, знакомый двигатель от мотоцикла "Урал", но теперь с жидкостным охлаждением и электростартером. Подвески нет как таковой. Управляющих колес – тоже. В трансмиссии – четырехступенчатая коробка передач, демультипликатор, реверс. Колеса каждого борта приводятся мощной двухрядной цепью. Для поворота затормаживают планетарный механизм правых или левых колес.
"Тайга" не только с успехом преодолевает пески, болота, грязь и снег. Она способна еще и плавать. Правда, пока только в стоячей воде (благодаря вращению колес), но если поставить подвесной мотор, то одолеет и речную преграду. Вездеход может ездить и по дорогам общего пользования – все необходимые светотехнические приборы на нем установлены. Но самый главный его козырь – низкое удельное давление на грунт. "Тайга" только примнет траву и не повредит верхнего слоя почвы.
Кто бывал хоть раз на севере Тюменской области, видел, что творится там. Геологоразведка, нефтяники и все причастные и непричастные к ним буквально испахали гигантские территории. Гусеничные вездеходы и многоколесные чудовищные транспортеры оставляют после себя раны-колеи, которые не зарастают десятилетиями. Больше того, однажды проделав колею, такой вездеход не сможет второй раз по ней проехать – непременно застрянет. Поэтому едут рядом, а "дороги" растут вширь. В конце концов экологи забили в набат: сколько же можно так жестоко губить природу? Сейчас летом поездки на тяжелых машинах по тундре (за редким исключением) запрещены. Но ездить-то надо! Вот тут-то и пригодится "Тайга". В ней, например, свободно разместится бригада из четырех-пяти человек, работающая на лесоповале, с бензопилами, топорами, стальным тросом в кузове. Следов за вездеходом не останется – только слегка помятая трава, которая через полчаса снова поднимется.
"Тайга" наверняка заинтересует и геологов – они сталкиваются с теми же проблемами. Удобно проверять линии электропередач, прихватив с собой с полтонны изоляторов. А службы МЧС? А охотники, рыбаки?
ВНЕДОРОЖНЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ
"Салон". Минимум комфорта искупается
максимумом проходимости.
Руль "Тайги" – мотоциклетный, здесь и газ, и сцепление. Приборов – минимум: указатели уровня топлива в баке, температуры воды, тахометр и несколько сигнальных ламп. Вставляю ключ, включаю зажигание. Нажимаю кнопку стартера (она расположена тоже на руле) и представьте! – не слышу ожидаемого мотоциклетного треска. Звук мотора оказался мягким и даже солидным. По всей видимости, сказывается водяное охлаждение и – длинный глушитель. Выжимаю рычаг сцепления, включаю передачу, поворачиваю рукоятку газа, одновременно отпуская сцепление, и... двигатель глохнет. Тронуться удалось со второй попытки, но те, у кого есть навыки управления мотоциклом, справятся без труда и сразу. Прибавляю скорость, пробую поворачивать. Руль кажется тяжеловатым – требуются значительные усилия, чтобы управлять машиной.
На улице – непогода, моросит противный мелкий холодный дождик, грунтовую дорогу на заводском полигоне развезло. "Тайга" легко взбирается на некрутую скользкую горку. Сворачиваю с дороги. Поле перепахано глубокими бороздами, заросшими пожухлой уже травой. Пускаю вездеход по диагонали через канавы. Плавно покачиваясь, он бежит себе вперед. Кажется, для него поле, где мгновенно сядет УАЗ, – семечки. Прибавляю газ. "Тайга" тут же начинает "козлить" – сказываются отсутствие подвески и небольшая длина.
Посадка почти вертикальная, на сиденье удержаться можно, крепко вцепившись в руль, поскольку оно расположено довольно высоко над полом, и хорошенько упереться ногами при тряске не получается. Пассажир же держится за поручень.
Моторный отсек "Тайги".
Здесь знакомый "ураловский"
двигатель, но с водяным охлаждением.
Что еще бросилось в глаза при первом знакомстве? Бачок для тормозной жидкости, расположенный на полу прямо у единственной педали, водитель запросто может сбить большим кирзовым сапогом, а пассажир таким же сапогом – оторвать термостат, зацепившись за патрубок при тряске. Летом за рулем будет жарко: радиатор с электровентилятором расположен тут же, под ногами. Кресла – те, что были под рукой, от мотоколяски. Не помешали бы машине дуги безопасности на случай, если перевернется. Это хоть и маловероятно, но все же возможно. Неплохо бы защитить экипаж от непогоды. А то вездеход до предела спартанский – даже ветрового стекла нет. Все неудобства, однако, с лихвой окупаются чувством вседозволенности при движении. Кажется, "Тайга" пройдет везде. К сожалению, не удалось проверить вездеход на плаву – впечатлений было бы больше.
"ТАЙГА" НА РЫНКЕ
Ирбитский мотозавод пробивается (не усмехайтесь) на западный рынок. Мотоциклы "Урал" покупают в Германии, США за ярко выраженный стиль "ретро". Само качество машин в последнее время выросло – иначе торговать с заграницей было бы просто невозможно. Сказалось это и на "Тайге". Новый "ураловский" двигатель жидкостного охлаждения стал надежнее. Тем не менее завод ищет ему альтернативу. Желательно дизель – по этому поводу ведутся переговоры с "Мицубиси". Нынешний "родной" мотор хорош для жителей глубинки: он с одинаковым удовольствием поедает любой бензин, не нуждается в хороших маслах, да и починить его можно просто в сарае с минимальным набором инструмента. С запчастями, естественно, проблем нет. Заказчика посолиднее, возможно, больше устроит дизель с его большим ресурсом и надежностью.
Конструкторы рассматривают варианты вездехода с гребным винтом, подвеской, резиновыми гусеницами. Однако все это приведет к удорожанию машины и увеличению ее веса. Скорее всего, выпускаться будут несколько вариантов "Тайги" – кому какой понравится.
Директор торопит КБ, торопит завод: надо осваивать рынок. Поэтому пока "Тайга" идет в продажу с букетом "детских болезней", мелких, но досадных, о которых шла речь выше. Будем надеяться, что они не станут хроническими, благо, устранить их – дело не хитрое. Одна проблема остается – внешний вид. В условиях рынка любая машина должна иметь свой узнаваемый и привлекательный облик. Вездеход конструировали в спешке, форсированно и об этом просто не успели подумать. Так может быть, стоит объявить конкурс на создание дизайна "Тайги"?
Козыри вездехода очевидны и неоспоримы: небольшой вес, простота конструкции, неприхотливость, ремонтопригодность, сравнительно большая грузоподъемность при высокой проходимости и дружелюбии к природе. Цена, правда, "кусается" – примерно $8500, но все познается в сравнении.
Аппарат, который может составить конкуренцию "Тайге", выпускают в Канаде. Называется он "Арго" (ЗР, 1997, № 8). Однако, в отличие от отечественного вездехода – по сути дела небольшого грузовичка, – "Арго" скорее напоминает прогулочную машинку. У него тоже мотоциклетный двигатель и цепной привод на колеса, и он тоже плавает. Однако габаритные размеры меньше. И трудно представить себе бородатых таежных мужиков с лопатами, топорами и бензопилами на этой стеклопластиковой игрушке. Кроме того, цена "Арго" – от $17 000 до $22 000!